Практически каждый день мы сталкиваемся с тем, что нам необходимо скачать в интернете какое-либо изображение. Клик, и качнули фотку вкусного борщика в наскоро сверстанное меню бизнес ланча, клац, и вот уже плакатик со спецпредложением готов, – осталось вписать лишь пару фраз.
Мы делаем это и не задумываемся о том, что на это изображение кто-то может предъявить свои права. В наше время всякая обезьяна* может подать на тебя в суд за использование ее фотографий без разрешения.
*Обезьяна сделала фотографии на камеру британского фотографа Дэвида Слейтера, и ему пришлось доказывать в суде, что он имеет права на получившиеся снимки. Суд длился несколько лет.
Источник: https://pravo.ru/review/view/143323/
А между тем, ответственность за неправомерное использование изображений такая, что мало не покажется.
Такое нарушение карается в России по статье 146 «Нарушение авторских и смежных прав». Наказание по статье – штраф до 1 миллиона рублей или тюремный срок до 2 лет.
Будьте внимательны, ведь даже размещение селфи довольного гостя из инстаграмма в ваших рекламных материалах должно быть согласовано с правообладателем, если, конечно, не прошло 70 лет после его смерти.
Однако, в ряде случаев, фотографию из сети можно «Цитировать». В результате долгих прений на эту тему появилось решение Верховного суда.
Как узнать кто правообладатель изображения?
Например, вы нашли в интернете картинку, но совершенно не понятно, кто ее правообладатель. Это не освобождает вас от ответственности в случае ее использования. Для правомерного использования изображения, необходимо найти владельца картинки. Сделать это можно посредством сервиса Google картинки:
1 ) Открываем сайт Goolge, далее в правом верхнем углу переходим по ссылке «Картинки»
2 ) На странице «Google Картинки» в правой части поисковой строки необходимо нажать иконку фотоаппарата
3 ) После нажатия, во всплывающем диалоговом окне «Поиск по картинке», нужно указать или ссылку на проверяемое изображение, или загрузить проверяемое изображение
4 ) Размещаем картинку или ссылку на нее в поисковой строке, жмем «Поиск по картинке», после чего указываем фильтр «Большие» в поле «Есть изображения других размеров». И затем ищем источник среди результатов.
5) Далее проходим по списку ссылок в поисках указания автора и прав использования.
Как можно использовать нужное изображение?
Варианты использования можно обсудить либо непосредственно с автором, либо получить информацию на сайте, где размещено изображение. Например, для сайтов СМИ характерна следующая формулировка:
«При копировании материалов гиперссылка на источник обязательна».
В этом случае смело используйте информацию, однако, не забудьте дополнить его гиперссылкой на источник.
Упрощает жизнь наличие в источнике пометки CREATIVE COMMONS. Это значит, вам не нужны нужны личные переговоры с автором. Однако, есть ограничения, в соответствии с которыми можно использовать это изображение. Метка CCO – это значит, – вам повезло. Изображение очищено от каких-либо прав. Его можно использовать по своему усмотрению.
Другие метки ( СС BY , CC BY–SA, СС BY-ND и подобные) предполагают различные условия использования в рамках этой лицензии (ссылка на автора, использование только в неизменном виде, без коммерческого использования).
Как можно использовать фото с фотостоков?
В фотостоках чаще всего используется тип лицензии Royalty free.
Этот тип лицензии позволяет использовать изображение практически неограниченное количество раз но не более 500000.
Вы можете использовать это изображение в своих рекламных материалах. Однако, нельзя использовать royalty free изображения на предметах, которые предназначены для дальнейшей продажи.
Например, если вы решили сделать открытки, которые будете потом продавать гостям вашего заведения, то вам будет нужна другая, более дорогостоящая, лицензия.
Есть очень важное условие при использовании royalty free изображений, и на это часто попросту не обращают внимания ни дизайнеры, ни заказчики. Это условие заключается в следующем :
Изображения с лицензией Royalty free – продавать, сдавать в субаренду и передавать под любым другим предлогом, в том числе, на безвозмездной основе третьим лицам запрещено.
То есть, если, к примеру, вы заказчик дизайн-макета брошюры, вы должны сами выкупить нужное изображение, тогда вы не нарушите условия его использования.
Также в рамках данной лицензии нужно быть готовым к тому, что выкупленное вами изображение вы можете увидеть еще где-нибудь, так как данная лицензия не дает эксклюзивного права на его использование.
Существуют другие варианты лицензий, которые подразумевают эксклюзивные права на использование правообладателем , однако, стоят они значительно дороже.
Как искать нужное изображение?
Изображения можно искать указанным выше способом в Google или же обратиться к помощи фотостоков. Ниже приведен список наиболее популярных фотостоков, которые можно использовать правомерно без опасений.
Сайт | Цена на изображения |
burst.shopify.com | бесплатно |
coverr.co | бесплатно |
dreamstime.com | от 330 руб.; подписка – от 1360 руб.; есть раздел с бесплатными фотографиями |
freepik.com | бесплатно |
freestocks.org | бесплатно |
freestockimages.ru | бесплатно |
gratisography.com | бесплатно |
imcreator.com | бесплатно |
isorepublic.com | бесплатно |
istockphoto.com | от 12 $; подписка – от 40 $ |
magdeleine.co | бесплатно |
negativespace.co | бесплатно |
pexels.com | бесплатно |
phototimes.ru | от 59,9 руб. (обычно – 549,9 руб.); при пакетной покупке – от 250 руб. за изображение |
picjumbo.com | бесплатно |
pixabay.com | бесплатно |
publicdomainarchive.com | бесплатно |
rgbstock.com | бесплатно |
shutterstock.com | 49 $ за 5 изображений; подписка – от 29 $ |
skuawk.com | бесплатно |
splitshire.com | бесплатно |
stock.adobe.com | от 79,99 $; подписка – от 29,99 $ |
stockio.com | бесплатно |
stocksnap.io | бесплатно |
stockvault.net | бесплатно |
unsplash.com | бесплатно |
visualhunt.com | бесплатно |